«Англичанин Сталина. Несколько жизней Гая Бёрджесса, джокера кембриджской шпионской колоды»
Автор книги, английский журналист и писатель Эндрю Лоуни, родился в Кении в 1961 году. Образование он получил в США и Британии, в том числе в знаменитом Кембриджском университете, где в своё время обучался и герой его книги, Гай Бёрджесс. Разница заключается в том, что получали они свои знания в этом учебном заведении с мировым именем в разные эпохи. Бёрджесс — в начале 1930-х годов, когда в Кембридже царило свободолюбие и студенты были увлечены идеями социализма и социальной справедливости по примеру СССР. Лоуни же — полвека спустя, когда правление консервативной «железной леди» Маргарет Тэтчер диктовало университету уже совсем другие порядки и студенты были далеки от левых взглядов, если не сказать больше.
В этой связи совсем не удивительно, что Эндрю Лоуни, став позже журналистом и писателем, придерживается в своих публикациях взглядов, типичных для его современников на Западе, которые в своей массе негативно относятся к нашей стране и ко всему, что с ней связано. И книга о Гае Бёрджессе — наглядное тому подтверждение. Она написана с позиций западного человека, который не одобряет политический выбор Бёрджесса, но вместе с тем не может не восторгаться его умом, талантами и неординарностью.
После того как Гай Бёрджесс и Дональд Маклейн в 1951-м, а Ким Филби — в 1963 году из-за угрозы ареста были тайно переправлены в Советский Союз, на Западе было написано множество книг о советских разведчиках из Кембриджской пятёрки. Все авторы пытались ответить на вопрос: как они, несмотря на своё привилегированное происхождение и влиятельное положение, стали сотрудничать со страной, чья система ценностей была в корне отличной от ценностей старой доброй — монархической и капиталистической — Англии? Попытался ответить на этот вопрос в своей книге и Эндрю Лоуни, создав многоплановый портрет незаурядного, порочного интеллектуала, яркого представителя поколения западной левой интеллигенции, которое в 1930-х годах прошлого века было увлечено коммунистической идеологией.
Стоит заметить, что из всех членов Кембриджской пятёрки Гай Бёрджесс, пожалуй, приковывал наибольшее внимание: никто не понимал, как таким эксцентричным типом могла заинтересоваться какая-либо разведка, тем более советская. Но именно в этом был весь Бёрджесс — сложный и противоречивый человек, неординарная и порой загадочная личность, с неудержимой страстью ко всему изощрённому и тайному. Если следовать Лоуни, Бёрджесс обладал скверной репутацией в обществе, считался ненадёжным и неспособным к ответственной работе. Но при всём этом сумел взять «бастионы» британского истеблишмента Би-би-си, МИД и разведку МИ-6 и пользовался уважением тогдашних первых лиц Британии — Уинстона Черчилля, Невилла Чемберлена, Энтони Идена. На каждого человека, которого отталкивала его неряшливость и эгоизм, находился другой, очарованный его обаянием, умом и добротой, следует из книги Лоуни.
Издано немало биографий Филби, Маклейна и Бланта, но о Бёрджессе, как и о Кернкроссе, написано сравнительно немного. Одно из объяснений состоит в том, что Гай Бёрджесс ушёл из жизни раньше, чем его соратники по пятёрке, только немногие на Западе контактировали с ним после 1951 года, и лишь незначительная часть его переписки сохранилась. Таким образом, при всей широте контактов и экспансивности, он очень долго оставался тайной, джокером в кембриджской колоде.
Книга Эндрю Лоуни опирается на двадцатилетние исследования в архивах всего мира, интервью с более чем сотней людей, лично знавших Бёрджесса, которые раньше никогда не комментировали это знакомство, а также секретные архивы, опубликованные в последнее время по обе стороны Атлантики. Она даёт новое представление о Гае Бёрджессе — идеалисте, одном из лидеров, по мнению автора, Кембриджской пятёрки. Хотя в книге, замечу, не так уж и много говорится о разведывательной деятельности Бёрджесса, а основное внимание уделяется раскрытию его характера и внутреннего мира.
Вне всякого сомнения, жизнь Гая Бёрджесса полна интригующих загадок. Почему человек, принадлежавший к сердцевине английского истеблишмента, решил перейти на сторону его противников, став советским агентом? Как его привлекли к сотрудничеству? Как им руководили? Какую информацию он передавал? Почему отдельные кадры в Центре не всегда доверяли сведениям от членов Кембриджской пятёрки? Почему британская контрразведка не смогла раскрыть Бёрджесса до самого бегства в 1951 году? Ответы на эти вопросы, а также многое другое вы найдёте в этой книге.