«Неоконченные мемуары» — начало второй автобиографической книги Кима Филби. По воспоминаниям Руфины Ивановны, в первые годы их совместной жизни, в начале 1970-х, она слышала от Кима, что он берётся за работу над мемуарами. «Обещаю, — сказал жене Ким, — что книга будет начинаться с твоего имени».
«Неоконченные мемуары» полны захватывающих деталей о служебных делах. Только здесь Ким подробно описывает встречу с советским разведчиком Отто Дейчем, сделавшим ему предложение примкнуть к советской борьбе. О том, как сложно было порвать дружбу с товарищами-коммунистами, которые сочли его поведение предательством — этот вынужденный обман он глубоко переживал. А в ходе встреч с представителями Министерства пропаганды Третьего рейха и Бюро Риббентропа 24-летний Ким тренировал самообладание, чтобы выслушивать «самые омерзительные мнения» нацистов.
Всю жизнь Ким Филби считал себя аттестованным офицером КГБ. Но только летом 1977 года, спустя 14 с половиной лет после приезда в Советский Союз, состоялся его первый визит в штаб-квартиру советской внешней разведки в Ясенево. Лекция руководящему составу Первого главного управления КГБ СССР в 1977 году — это краткий рассказ о личных аспектах профессионального пути, но уже для профессионалов разведки, и с тем же неизменным чувством юмора и иронией.
Уникальный материал, проходящий под названием «Неопубликованная статья» — это практические рекомендации Кима Филби для советских оперработников, как инструктировать агентов на случай провала, обвинений в шпионаже и допросов. Их Филби сформулировал на основе отлично ему известной практики работы английских и американских спецслужб, разведки и контрразведки. Здесь Филби разбирает дела известных советских «атомных» агентов Аллана Нанн Мэя и Клауса Фукса. Он доказывает, что при другой линии поведения, которую должны были подсказать курирующие оперативные работники, обоим учёным, вполне вероятно, удалось бы избежать тюремного заключения.
Выступление Кима Филби перед руководством МВД Болгарии в июне 1973 года публикуется впервые на русском языке. Во время поездок по Болгарии его сопровождал молодой болгарский оперработник Тодор Бояджиев, ставший впоследствии генералом и другом Кима. Филби отвечает на вопросы болгарских коллег, которые стремились узнать возможно больше за время короткого контакта с легендарным советским разведчиком.
Следующий текст также публикуется в таком формате впервые — это подборка из интервью Михаила Богданова, полковника СВР в отставке, сегодня исполнительного директора Фонда памяти Кима Филби. Текст выходит под заголовком «Додумывая за Кима…». Михаилу Богданову довелось общаться с великим наставником больше, чем другим ученикам.
«Он был очень теплым, отзывчивым, располагающим к себе человеком», — снова слышим о Киме. «Скромным и даже немного застенчивым», — и это поразительная черта участника самой успешной разведывательный группы в истории. Советская реальность не всегда соответствовала представлениям британского коммуниста, но Филби понимал приоритеты и не позволил бытовым моментам возобладать над его убеждениями.
И, наконец, уникальный личный взгляд на Кима от самого близкого ему человека — супруги Руфины в отрывках из её книги «Остров на шестом этаже». Восемнадцать лет она провела рядом с великим разведчиком в московский период его жизни. «Могу сказать с уверенностью, что закат моей жизни — золотой!», — говорил Ким, и в этом заслуга Руфины.
По словам супруги, Ким часто говорил, что самое трудное в его профессии — необходимость идти на обман. Ему, человеку необычайно честному и правдивому, это было особенно тяжело. В книге Руфины Пуховой-Филби вы найдёте много эпизодов и деталей, которые не может рассказать никто другой.
Эти редкие материалы позволят читателю увидеть во всей полноте многогранную личность Кима Филби, великого человека и разведчика, и почувствовать силу тех идей, которые вдохновляли его и лучших людей по всему миру.
Вы можете совершенно свободно ознакомиться с полным текстом книги «Неизвестный Филби» в разделе «Библиотека».
Неизвестный Филби, Москва, 2020